Православный календарь

 
 

 
 

Поиск

 
 
 
 
 

Главная » Архив » Публикации

    07 ноября 2007 года

    ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ БЛИЗКИЙ ПОПАЛ В СЕКТУ?
     
    Прежде всего, сохраняйте спокойствие. Да, вашу семью постигло тяжкое испытание, но ничего непоправимого не произошло. Значительная часть людей, попавших в секту, рано или поздно выходит из нее. Но то, как быстро ваш близкий уйдет из секты и в каком состоянии он будет, во многом зависит от вас и других членов вашей семьи. В любом случае будьте готовы к достаточно долгосрочным усилиям. Если не удалось помочь ему в течение первых нескольких недель после первоначального знакомства с сектой, для его возвращения к внесектантской жизни потребуются усилия всей семьи в течение как минимум нескольких месяцев, а то и лет. Но для этого каждый должен хорошо знать, как ему следует себя вести.
     
    После первоначального «распознавания» вхождения в секту не пытайтесь разубеждать вашего близкого — это только еще больше испортит ваши отношения. Наверняка вы уже поняли, что попытки объяснить абсурдность вероучения секты и нелепость, а то и вред его поведения приводит только к скандалам и обострению отношений. Нужно знать, что тоталитарные секты, как правило, заинтересованы в разрыве нового адепта с его несектантским окружением: тогда вся информация, получаемая им, будет исходить лишь от секты и весь круг общения будет исчерпываться ею же. Такое положение дел создает идеальные условия для контролирования сознания адепта. Для того чтобы спровоцировать разрыв, сектантские «учителя» заранее объявляют, что домашние их новой жертвы, скажем, «одержимы диаволом» или слишком привязаны к «этому злому миру» и поэтому сделают все возможное для того, чтобы принудить новообращенного «сойти с пути спасения», покинуть новообретенную «истинную семью», отказаться от «освобождающего знания» и пр. Таким образом, ваша эмоциональная реакция будет только на руку секте и послужит для жертвы еще одним подтверждением истинности новой веры.
     
    Но с другой стороны, также ни в коем случае нельзя притворяться, что вы изменили свое мнение и вам, наконец, понравилась перемена, происшедшая с вашим близким: это либо укрепит его в приверженности секте, либо он обнаружит вашу ложь и окончательно утратит остатки доверия к вам. Обговорите с ним следующее условие: вы не критикуете его «группу» (термин «секта», естественно, будет его раздражать), а он не занимается дома пропагандой и не пытается втянуть других членов семьи. Однако вы можете мягко обращать его внимание на явные противоречия в его поведении и высказываниях, в то же время не вынуждая эти противоречия объяснять: ваша задача — отвлекать его от секты.
     
    Чтобы правильно выстроить стратегию поведения, нужно понять, что ваш близкий находится в психологической зависимости от группы, причем его собственная личность подавлена и заменена набором сектантских поведенческих, эмоциональных и мыслительных штампов. Ваша задача — сохранить хотя бы минимальный контакт с его подавленной подлинной личностью. Относитесь к нему с терпением и сочувствием, понимая, что у человека временное расстройство личности, но ни в коем случае не давайте ему денег. Это то же самое, что давать деньги наркоману на наркотики: любые деньги, данные вами, все равно будут немедленно переданы секте.
     
    Попытайтесь настроить себя на конструктивное решение проблемы, будьте спокойными и открытыми к диалогу. Показывайте своему близкому всем своим поведением, что вы признаете за ним право на поиск, на свой выбор, даже ошибочный, и что он дорог вам сам по себе, независимо от его убеждений. Рассчитывайте больше на интонацию тепла, привязанности, чем на рациональное содержание бесед. Старайтесь в общении возвращать его в те моменты прошлой жизни, когда он был счастлив. Вспоминайте радостные эпизоды вашей прежней жизни, когда вы ощущали себя единой семьей, когда вы вместе куда-то ездили, те дела, которыми вы занимались вместе, те планы и мечты, которыми вы делились друг с другом. Конечно, вы не должны это делать искусственно. Действуйте скорее интуитивно, будучи движимы любовью и состраданием. И всякий раз в случае удачи вы будете видеть, как его подлинная, узнаваемая личность проступает сквозь незнакомого вам чужого «зомбированного» робота, в которого он превратился.
    Такая тактика преследует две цели. Во-первых, оставить ему эмоциональную «нить Ариадны», по которой он в случае кризиса внутригрупповых отношений и переоценки своего участия в секте смог бы выбраться из ее психологического лабиринта. Во-вторых, он не будет воспринимать вас ни как врага, ни как объект для вербовки, что поможет уговорить его встретиться со специалистами, по крайней мере, с одним специалистом — психологом, сведущим в сектоведении, знакомым с проблематикой психологического насилия и реформирования мышления, а также семейного консультирования. Дело в том что, как правило, в тоталитарные секты вовлекаются люди, имеющие эмоциональные проблемы (а они могут возникать у каждого в периоды психологических стрессов). Таким образом, часто помощь пострадавшим начинается с выявления и устранения источника этих проблем, то есть с работы психолога.
     
    Понять суть психологии тоталитарного сектантства можно познакомившись с книгой Стивена Хассена «Освобождение от психологического насилия» (СПб. 2001). Кроме того, об этом стоит прочитать ряд публикаций «Журнала практического психолога» конца 1990-х - начала 2000-х годов (Москва). Сдвоенный номер 1-2 за 2000 год полностью посвящен этой теме. Начальные сведения можно получить на сайте психолога Евгения Волкова, ссылку на который можно найти на сайте Центра св. Иринея Лионского (http://iriney.ru). Освойте содержание этих публикаций, поскольку консультирование пострадавшего психологом предполагает, что по крайней мере один из членов его семьи знаком с теорией освобождения от психологического манипулирования. Лучше, если в процессе помощи попавшему в секту участвует вся его семья. Но для того, чтобы правильно все организовать, опять-таки нужен психолог-специалист.
     
    Изучайте словарь «вашей» секты и ее учение, чтобы хорошо понимать, о чем будет говорить ваш близкий. Налаживайте контакты с людьми, у которых то же несчастье, а также с бывшими членами тоталитарных сект, ответственными чиновниками, журналистами, сотрудниками правоохранительных органов, юристами. Кроме того, вам следует собирать всю возможную информацию о секте, но втайне от завербованного, чтобы его не раздражать. Копируйте и записывайте все, что можно, собирайте архив и библиотеку.
     
    Может быть, неплохо было бы вести дневник или хотя бы недельник. Вся информация, альтернативная сектантской, разом задействуется во время интервенции. Не следует выдавать критическую информацию по порциям: эффекта все равно не будет.
     
    В идеале процесс по выходу из тоталитарной секты через внешнее воздействие подразумевает участие большого числа людей, прежде всего психолога и обученных им родственников и близких попавшего в тоталитарную секту, а также сектоведа — «специалиста по фактам» (он может быть и психологом в одном лице) и бывших членов секты. Их задача — пробудить у сектанта критическое мышление и заново поставить его в ситуацию выбора, на этот раз информированного, а значит свободного. Кроме того, родственники и близкие пострадавшего совместно с психологом должны помочь ему избавиться от эмоциональной зависимости от секты, дать ему подлинные любовь и участие взамен сектантских суррогатов. Затем подключается православный катехизатор, желательно священник, предлагающий (но не навязывающий) истинную религиозную и мировоззренческую альтернативу.
     
    Большинство покинувших тоталитарные секты нуждаются в психологической реабилитации. Дело в том что по выходе из секты людям приходится решать те же самые эмоциональные проблемы (только запущенные), которые в свое время сделали их добычей вербовщиков. Более того, многие из них выходят с так называемым культовым посттравматическим расстройством личности. Таким образом, помочь им может только профессиональный психолог, сведущий в данной области.
     
    Духовная реабилитация жертв тоталитарного сектантства включает в себя работу священника-духовника и эмоциональную поддержку общины верующих. Постепенно человек учится личному общению с Богом (возможность которого вне секты обычно отрицается ее лидерами) и приобщается к неисчерпаемому благодатному источнику церковного Предания. Хорошо, если вышедший из секты общается с другими бывшими сектантами и помогает специалистам в их усилиях по сокращению численности сект.
     
    Нельзя забывать и о социальной реабилитации бывших членов тоталитарных сект, которые часто оказываются вне круга общения, без жилья и работы, причем с утраченными навыками самостоятельной жизни. По существу, необходимо помочь человеку заново начать жить в обществе. Здесь иногда не обойтись без юриста и социального работника.
     
    К сожалению, работающей и действительно хорошей программы по реабилитации жертв тоталитарных сект пока не существует ни в России, ни в одном из государств бывшего СССР. И все же обратитесь в ближайший к вам центр, занимающийся проблемами тоталитарных сект (список приведен в конце книги). Там вам постараются помочь.
     
    Не отчаивайтесь. Молитесь за вашего близкого, оказавшегося в секте. Пусть примером для вас будет святая праведная Моника, мать блаженного Августина, епископа Гиппонского. Этот православный святой, крупнейший богослов Запада, жил в V веке и до своего обращения в христианство в течение многих лет состоял в секте манихеев. Все эти годы мать не переставала за него молиться Богу, и молитва матери была услышана.
     
    Диакон Михаил Плотников,
    кандидат богословия,
    вице-президент Центра религиоведческих исследований
     
     

    вернуться к списку публикаций

     
     
    Чебоксарско-Чувашская епархия, Чувашская Республика, г. Чебоксары
    ул. К. Иванова, 23, тел.: (8352) 58-40-68, e-mail: