Православный календарь

 
 

 
 

Поиск

 
 
 
 
 

Главная » Архив » Публикации

    06 февраля 2008 года

    БАЧУГИН С.В.
    Соискатель ученой степени кандидата юридических наук,
    председатель цикловой комиссии права и управления
    Ивановского автотранспортного колледжа.
    г. Иваново
     
    Актуальные вопросы воздействия средств массовой информации на асоциальное поведение молодежи
     
    2008.02.05.jpg          Современная молодежная культура развивается под огромным воздействием СМИ. Последние полтора десятка лет это воздействие, по мнению автора, носит в основном негативный характер.
              Воздействия СМИ могут менять представление человека о мире и социальной реальности.
              Следует сказать, что нынешняя молодежь значительно отличается от молодежи 70-80-х г.г. и это отличие заключается в падении уровня культуры и образования, утрате стремления к духовному самосовершенствованию, верному служению своему народу. В массовом масштабе проявляется эгоизм, индивидуализм, стремление к обогащению любой ценой.
              Подавляющее большинство американских фильмов, демонстрирующихся на наших экранах, героизируя образ американского солдата и американской армии, одновременно в насмешливом ракурсе изображают советскую и российскую армию, русского солдата. Большинство проамериканских настроенных молодежных журналов, выходящих в нашей стране, таких как «Соо1», «Соо1 giг1», «Уеs!», «Птюч», «Ом», «Молоток», открыто или завуалировано внушают антироссийские, проамериканские настроения, пропагандируют бездуховность, культ наживы, сексуальную распущенность, наркоманию. На страницах молодежных изданий можно прочитать о том, чем отличаются одни наркотики от других, каковы «достоинства» и «недостатки» слабых и сильных наркотиков, как и в каких количествах их употреблять, как обращаться со шприцем. Можно найти описание технологии изготовления наркотиков в домашних условиях. Употребление наркотиков скрытно или явно пропагандируется многими артистами эстрады, в театральных постановках, в кинофильмах, литературе, массовых молодежных журналах, на телевидении и радио.
              Анализ молодежных СМИ позволяет утверждать, что сегодняшняя молодежная пресса формирует определенные стереотипы общения, отношение к старшему поколению, к основополагающим вопросам свободы, вероисповедания, культуры и т.д. Существует несколько тем, которым в подростковых журналах уделяется особое внимание:
              1. отношения полов, секс и сексуальные отклонения;
              2. алкоголь и наркотики;
              3. взаимоотношения с родителями;
              4. отношение к материнству (отцовству);
              5. молодежная мода, аксессуары, технические и автомобильные новинки;
              6. музыка, кино, жизнь звезд;
              7. компьютерные игры и Интернет;
              8. культивирование образа «крутого парня».
              Подростковые СМИ можно рассматривать как канал опосредованного общения со взрослыми. Поэтому подросток воспринимает преподносимые прессой сведения как достоверные, неоспоримые и доказательные. Тем более что молодежные СМИ формируют негативное отношение к родителям, создают отрицательный образ отца и матери. Более того, родители представляются как агрессоры, стремящиеся подавить естественную волю подростка. «Злобные монстры и профессиональные зануды. Они достают тебя нудными нравоучениями, лезут в твою жизнь и не разрешают возвращаться домой позже десяти... Они только и думают, как бы ущемить тебя в правах», - говорят авторы журнала «Хулиган». «Никогда в жизни не ссорьтесь со своими предками! Пусть они полные кретины, уроды и т.п., не надо этого делать! Я на этом прокололась, теперь сижу с опухшими глазами и испорченной психикой», - вторят им «специалисты» из издания «Молоток».
              В журнале «Сооl» долгое время существовала рубрика под названием «Когда родителей нет дома», где рассказывалось, как лучше проводить время свободное от родительского контроля и надсмотра: «Родителей не будет дома до позднего вечера, вы с любимым человеком уединяетесь и собираетесь заняться самым главным...»
              Причем важно не только, какую информацию о родителях преподносят молодежные СМИ, но и как они это делают. На жаргоне подростково-молодежной прессы родители именуются как «предки», «родаки», «кони», «шнурки», «черепа», что, по мнению психологов, также подрывает авторитет взрослого, поскольку презрительная лексика неизбежно влечет за собой презрительно-снисходительное отношение. Таким образом, у подростков девальвируются понятия «умный взрослый», «любящий родитель», и подросток начинает противопоставлять себя «чуждому и враждебному» родительскому крову, агрессивно отстаивая свои желания и интересы.
              Всеми подростково-молодежными СМИ буквально эксплуатируются сексуально-эротические отношения. Многие из них становятся больше похожими на медицинские учебники по гинекологии и урологии. Особенно отличаются в этом смысле такие издания, как «Сооl», «Сооl girl», и целый ряд других изданий. Москва вошла в XXI век с тем, что в ней производится 40% всей изготовляющейся в России видеопродукции порнографического содержания - до 2 млн. дисков в месяц, от реализации которых порновладельцы получают 400 млн. руб. чистой прибыли.
              Сексуальные темы вызывают наибольший интерес подростка, поскольку формируются стереотипы общения с противоположным полом. На страницах журналов и в эфирах телепередач молодое поколение активно обсуждает проблемы свободного секса. В журнале «Хулиган» есть рубрика, рассказывающая читателям о новых порносайтах, раздел писем читателей, обсуждающих свои проблемы, и, конечно, масса статей с яркими названиями: «Группен секс», «Она+она. Любовь без конца», «Секс повсюду», «Секс втроем: тактика и стратегия».
              Следует отметить, что в 2006 году прокуратурой Москвы относительно данных изданий было вынесено представление по поводу нарушений законодательства в области распространения информации, наносящей вред здоровью подростков, их нравственному и духовному развитию, пропагандирующей насилие, жестокость, порнографию, наркоманию и антиобщественное поведение.
              Происходит преждевременное сексуальное развитие, семейные ценности признаются «устаревшими». В журнале «Fакеl» об этом прямо говорят статьи «Уценка семейных ценностей» или «Ты и я - полет нормальный». По словам авторов, семейные ценности - это фиговые листочки, которые прикрывают всю неприглядность внутрисемейного неглиже, а порнографические сайты -лучший фиксатор семейной верности. Дети называются «обузой», которую не стоит торопиться на себя взваливать, поскольку отношения супругов и так скучны и монотонны. Подрастающему поколению навязывается новая идеология, новое мировоззрение, в котором дети - уже не благословение, а проклятие.
              Реклама в российских СМИ превысила все допустимые или признанные во всех странах мира нормы. Ведется неприкрытое массированное оболванивание потребителей информационного продукта, навязывание им за их же счет (стоимость печатного издания, теле- или радиоприемника, электроэнергии и т.п.) ненужной, а зачастую вредной рекламной информации.
              Избыток рекламы, бестактные рекламные врезки в сюжет фильма, футбольный или хоккейный матч, культурную программу часто ведут к нервным расстройствам, сердечным болезням, депрессивному состоянию, неполноценности из-за финансовой несостоятельности приобрести рекламируемые товары, способствуют социальному расслоению и неприязни в обществе. «Положительно» относятся к ней всего 9,1% молодых людей, «скорее положительно, чем отрицательно» - 17,0%. Зато «скорее отрицательное, чем положительное отношение к рекламе» зафиксировано у 40,2% участников опроса. А если учесть, что практически каждый четвертый (24,3%) респондент признался, что «отрицательно» относится к рекламе, то общий процент неудовлетворенных ею составит 64,5%о.
              В некоторых регионах России возникает стихийное гражданское движение против рекламы, использующей сексуальные символы. При этом нетипичным зачастую считается не только использование в рекламе обнаженного тела, но и игра слов, основанная на сексуальных ассоциациях и даже простое упоминание презервативов.
              Пропаганда в российских СМИ по качеству немногим отличается от рекламы. Она также назойлива и примитивна. Но здесь последствия от ошибок гораздо серьезней и масштабней. Они сказываются на всех сферах общественной и государственной жизни, в области экономики, политики, торговли, обороны и т.д.
              Тотальная информационно-пропагандистская обработка населения России, в первую очередь подростков и молодежи, уже принесла свои ядовитые плоды в виде всевозрастающей разобщенности поколений, незнания или абсолютно искаженного представления молодежи об истории своей страны и мировой истории, утраты чувства патриотизма, любви к Родине, понимания долга и ответственности, замены общинных, коллективистских российских традиций позициями крайнего индивидуализма, утраты морально-нравственных традиций во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной -любви, верности, чистоты, искренности и бескорыстности взаимоотношений.
              Супружество становится устаревшей формой сосуществования мужчины и женщины, и в качестве альтернативы подростку предлагается сексуальное партнерство, основанное не на принципах брака, а на идеях свободы от привязанностей и обязанностей. Молодого читателя ориентируют, прежде всего, на получение собственного удовольствия, на удовлетворение желаний, что невозможно при наличии семьи и особенно детей.
              В СМИ пропагандируется следующее: обогатиться, вкусно поесть, сладко попить, развлекаться с девочками, отдохнуть на Канарах, стать обладателем «Мерседеса» и т.д. и т.п. Как известно, советские юноши и девушки выбирали иное. Они мечтали и стремились освоить профессии летчика, космонавта, врача, инженера, учителя и становились офицерами, физиками или лириками.
              Они не «занимались любовью», как учит их сейчас телевидение, а любили, и на свидание с любимой девушкой шли не «с презервативом», а с цветами.
              Одной из главных черт нынешних передач для молодежи является их сенсационно-бульварный характер. При этом ведущие данных передач добиваются двух целей: портят вкус молодого читателя, слушателя и зрителя и оболванивают его, забивают его голову вредной информацией, а о важных социальных проблемах часто умалчивают.
              Деятельность СМИ, особенно телевидения, носит в российском обществе ярко выраженный деструктивный характер. Особенно это относится к информационным программам, молодежным программам, подбору художественных фильмов, пропагандирующих насилие, порнографию, наркотики, стремление к наживе, бездуховность.
              Молодежи адресуется множество передач и публикации. Есть специальные программы и издания. Но при всем изобилии, их многокрасочности, внешней привлекательности и кажущемся разнообразии молодежь не очень высоко оценивает их профессиональный уровень. Из участников опроса «высоким» его назвали лишь 10,8% опрошенных, 40,9% оценили его как «средний» и примерно каждый третий (31,0%) считает их уровень «низким». Довольно много оказалось и тех, кто затруднился дать однозначный ответ (17,3%).
              Жесткую, обоснованную оценку деятельности СМИ дает в своей публикации Давыдченко В.Т.: «Неприкрытое насилие над психикой людей, широкомасштабное одурачивание населения имеет одну цель: навсегда «узаконить» произошедший передел общественной собственности, дикий компрадорский капитализм. Эта задача решается при активной поддержке СМИ. Происходит по существу, информационная агрессия. Резко обостряется проблема информационной безопасности государства, общества и личности».
              Продажность, беспринципность, антироссийский, деструктивный характер большинства российских СМИ, в том числе и молодежных, очевидны не только специалистам и исследователям этих проблем, но и всему обществу.
              Пропагандистскому воздействию молодежных СМИ подвергается огромная аудитория - приблизительно треть нашего общества, половина самого активного населения. Это та его часть, от которой зависит будущее страны, роль нашего государства в мире. Поэтому необратимыми могут оказаться последствия и тот урон, который наносится деятельностью многих современных СМИ, будущему российскому обществу.
              Можно сказать, что молодежные СМИ формируют определенную субкультуру. Это не просто культура музыки, свободного секса и наркотиков. Это культура отрицания традиционных ценностей, ориентация на девиантное поведение, порой преступное, которое преподносится как норма. Анализируемая пресса внедряет в сознание читателей образы людей, страдающих психическими патологиями, которые становятся примерами для подражания. Современную «идеальную» молодежь, согласно канонам молодежной прессы, можно охарактеризовать как человека, страдающего сексуальными расстройствами, потенциального потребителя наркотических средств и рекламируемых товаров, агрессивно борющегося с обществом, его принципами и нормами.
              Можно сделать вывод, что на сегодняшний день российские молодежные и подростковые СМИ пропагандируют бездуховность, сексуальную распущенность, наркоманию и т.д. и осуществляют подмену ценностей.
              Влиянию СМИ, к сожалению, не в силах серьезно противостоять ни школа, ни высшие учебные заведения, ни родители. Поэтому СМИ, их сотрудники несут значительную часть ответственности за деградацию культуры в нашей стране, падения уровня духовности.
              Остановить этот процесс невозможно без следующих мер:
              1. переоценки деятельности СМИ;
              2. переориентации их на защиту и пропаганду подлинной культуры и духовности;
              3. введения нравственной цензуры.
             
      ________________________________________
           
              Список литературы:
              1) Давыдченко В.Т. Достоверность информации в СМИ: мнение населения // «Поиск». М., 2001, №1. С.103.
              2) Крекотиев А. СМИ как опиум для молодежи // Диалог. - 2004. - №4-5. С. 18-22.
              3) Ломов Д. Порнодельцам объявлена война // «Аргументы и факты». М., 2000, №36.
              4) Сандалова К. Воспитание «хулигана» «молотком» // Москва. - 2006. -№3-С. 161-171.
              5) Турок К. Ток-шоу и современные подростки // «Наука и жизнь». - 2004. -№5. - С.64-66.

    вернуться к списку публикаций

     
     
    Чебоксарско-Чувашская епархия, Чувашская Республика, г. Чебоксары
    ул. К. Иванова, 23, тел.: (8352) 58-40-68, e-mail: